Вступительная статья по рисованию
В этой статье я хочу рассказать, как и с чего начал учиться рисовать. Через
какие этапы и проблемы прошел, с чем столкнулся. Попытаюсь дать советы и
поделиться своими наработками в этой области. Они не являются каким-то эталоном
или догмой, это просто то, к чему я пока что пришел. Сразу хочу сказать, что эта
статья (впрочем, как и все остальные в этом разделе) адресована тем, кто еще
только начинает рисовать и хочет научиться этому самостоятельно, но не знает с
чего начать. Три с лишним года назад я сам вступил на этот путь, не имея
возможности учиться в какой-нибудь художественной школе. Тогда мне очень нужно
было знать направление, в котором двигаться, и волновал вопрос - а возможно ли
вообще научиться рисовать, не имея врожденного таланта (коим я, на мой взгляд,
не обладаю). К сожалению, единственный источник информации - Интернет (книжек в
таком количестве, как сейчас, я тогда у нас найти не мог) не давал ответов на
вопросы, и мне пришлось пробираться через эти дебри самостоятельно. Сейчас, кое
что зная и понимая, мне хочется помочь и поддержать тех, кто только еще начинает
учиться рисовать. Прошу профессионалов сильно не критиковать возможные недочеты,
а по возможности подсказать и исправить, что здесь не так. Ну что же, начнем.
Самое главное, что стоит понять так это то, что если вы можете проводить
линии по бумаге, значит, вы можете рисовать. Это факт. И отсутствие таланта вам
в этом не помешает. Да, его наличие очень сильно вам поможет, но и без него вы
сможете добраться до вершин, которые сейчас кажутся недоступными. Главное - это
наличие упорства и терпения. Может быть, это звучит немного странно, но основной
противник, с которым вам предстоит бороться, это не отсутствие таланта, а ваше
собственное сознание и окружение.
Знаете, что по настоящему мешает рисовать? То, что вы не верите в свои
способности и возможности. То, что не даете своему увлечению прорваться наружу и
рисовать, рисовать, рисовать, не обращая внимания на окружающих и их мнение.
Очень часто, человек, подсознательно, сам мешает себе рисовать хорошо. Из-за
чего? А вот рассмотрим такой пример: дети в садике рисуют, каждый так, как
видит. И у кого-то получается либо чуть лучше, либо чуть ни так, как у остальных
и вот над ним начинают смеяться и издеваться. И в конце концов, ребенок начинает
считать что он рисовать не умеет, что проще рисовать плохо, чем страдать из-за
чужой зависти и т.д. Тоже самое может происходить из-за неверного подхода
воспитателей и родителей. Так что первое, что вы должны научиться делать, если
хотите рисовать - это перестать постоянно оценивать свои работы и бояться
нарисовать что-нибудь что не понравится окружающим. Конечно, искать ошибки и
огрехи в своих произведениях надо, но делать это объективно. В конце концов, до
поры до времени свои работы вы можете просто никому не показывать : ).
Второе, чему вы должны научиться - это избавиться от стереотипов и начать
думать свободно, своим рисунком пытаться выразить некоторую мысль, оживить
рисунок, вдохнуть в него частичку какого-нибудь чувства. Потому что, как бы не
был технично он нарисован, если рисунок "пустой", то никто не обратит на него
внимания. Вы должны пытаться сказать что-то, выразить свою мысль. Это касается
любого стиля рисования - классического, мультяшного, комиксного, анимешного и
т.д. Рисунок должен жить и говорить сам по себе.
Перестаньте постоянно сравнивать себя с профессиональными художниками.
Перестаньте считать, что если у вас не получается нарисовать Алукарда так, как
он нарисован в манге или аниме, то вы ничего не умеете. Поймите самое главное -
большинство этих людей:
а). Скорей всего в детстве рисовали все, что не попадя,
не обращая внимания ни на что остальное
б). Окончили художественное учебное
заведение (а большинство и не одно). в). Зарабатывают на этом деньги и рисуют
каждый день не меньше 5-6 часов.
Честное слово, если бы вы прошли такой путь, то рисовали бы ничуть не хуже. И
не надо здесь все сваливать на отсутствие таланта. Сравнивать себя с ними,
примерно то же самое, что пытаться "раскачаться" как Арнольд Шварценейгер, имея
под рукой только набор гантель. Идите своим путем, рисуйте, как вам самим
нравится и вы достигнете очень больших высот (никогда не устану это повторять).
Ну вот, больше я писать про ломку сознания не буду, а уделю внимание уже
практической части. На последок, хочу посоветовать: обязательно найти и
прочитать книгу, посвященную вопросу изменения сознания: Бэтти Эдвардс "Художник
внутри вас" (Betty Edwards "Drawing On The Artist Within"). Для того, чтобы достичь успехов в рисовании, вам надо постоянно
практиковаться. Вы должны помнить, что каждый раз, беря в руки карандаш или
ручку и рисуя хоть что-то, ваши навыки обязательно увеличиваются. И
количественные изменения рано или поздно переходят в качественные. Самое
главное, делать это почаще.
Первое, чему стоит уделять внимание - это постановка руки. Практикуйтесь хотя
бы раз в день по 5-10 минут. Для себя я выбрал такие упражнения:
- Рисование окружностей и эллипсов (как по часовой стрелке, так и против). При
этом надо стараться сделать так, чтобы не было "швов", т.е. место соединения
начала линии и конца выглядело монолитным. Эллипсы стоит рисовать под разными
углами и в разных направлениях.
- Рисование горизонтальных и вертикальных линий (от себя и к себе). Старайтесь
думать только о начале и конце линии, и следить, чтобы линия сильно не
прогибалась. Делайте и быстрые и медленные линии, "легкие" и "тяжелые".
Экспериментируйте.
- Рисование параллельных линий (не важно, прямых или кривых). Наверное, одно
из самых трудных, но и полезных упражнений. Оно состоит в том, что вы рисуете
какую-нибудь линию (прямая, кривая, окружность, эллипс, квадрат и т.д.), а потом
пытаетесь рядом с ней (внутри или снаружи) провести точно такую же параллельную
ей линию.
- Медленное и быстрое рисование. Модификация, когда предыдущие упражнения
выполняются в разных темпах.
- Рисование отзеркаленных линий. Подобно третьему упражнению, но вторая линия
проводится, как зеркальное отражение первой.
Упражнение по "убийству" мозга. Очень часто, трудно начать рисовать - в
голове постоянно жужжит мысль, что ничего не получится, что ничего не выйдет и
т.д. В этом случае хорошо помогает такое упражнение: рисование в слепую. Берется
листок бумаги. Вы выбираете объект для изображения и начинаете рисовать, не
отводя от него взгляда, а карандаша от бумаги. При этом линию надо вести как
можно медленней. При регулярном выполнении такого упражнения, ваш мозг, в
конечном счете, устанет "критиковать" (типа, что это за ерундой ты тут
занимаешься) и не будет постоянно оценивать и мешать рисовать.
Чтобы научиться рисовать, вы должны делать это достаточно постоянно. Но
возникает вопрос: а что и как? Я выбрал для себя такую схему: с фотографии, с
натуры, по памяти, конструирование. Эти приемы чередуются, чтобы не "замыливать"
взгляд и восприятие. Обычно на каждый прием затрачивается неделя - две, после
чего я перехожу к практике следующего и т.д.
- Рисунок по фотографии. Стоит использовать только в том
случае, если нет совсем никакой возможности рисовать с натуры. Сразу хочу
предупредить об опасности рисовать с фотографии - вы можете начать просто
срисовывать и потеряете способность "оживлять" ваш рисунок. Т.е. будете
копировать, без всякого творчества. По возможности, не увлекайтесь простым
рисованием с фотографии. Лучше делать следующим образом: выбирается изображение
(в журнале или просмотрщике) и за две минуты делается набросок с целью ухватить
самое основное. Потом берется следующий рисунок, и все повторяется раз 10. Время
на рисунок можно варьировать от 1 до 3 минут.
- Рисунок с натуры. Основная проблема здесь в том, что
человека на эту роль найти проблематично (либо деньги платить, либо домашних от
дел отрывать), а бытовые вещи начинающим рисовать совсем не интересно. Но здесь
я все-таки советую напрячься и обязательно выполнять это упражнение, потому что
из всех оно наиболее эффективное. Лучше всего будет, если рисунок с натуры
полностью вытеснит рисование с фотографии.
- Рисование по памяти. Является вариацией первых двух
упражнений. Выбираете объект, который будете рисовать. Затем рассматриваете в
течение минуты-двух пытаясь запомнить максимум деталей, потом рисуете несмотря
на него. Можно подглядывать, но как можно реже. Так вы научитесь запоминать и
видеть важные, определяющие детали.
- Конструирование. Здесь вы ни срисовываете, ни рисуете по
памяти. Здесь вы придумываете то, что рисуете самостоятельно. Самое интересно и
сложное упражнение. Думаю, комментарии здесь излишни.
Умения, которые, на мой взгляд, стоит в себе вырабатывать.
- Четкие, профессиональные линии и полный контроль над карандашом.
- Умение контролировать "легкость" и "тяжесть" штриха.
- Умение ровно и красиво делать штриховку.
- Умение разбивать объект рисования на составляющие.
- Умение работать с пространством и делать перспективные искажения.
- Умение видеть тени, блики и рисовать их.
- Умение выделять главные детали.
- Умение вдохнуть жизнь в рисунок.
Думаю, на первый раз достаточно. Статья, должно быть, получилась достаточно
сумбурная, и со временем я ее отредактирую, добавив или убрав некоторые моменты.
Но пока, думаю, этого будет достаточно.
muxacko
Источник: http://www.drawanime.ru/?pg=art&id=26 |