Усилители рулевого
управления бывают разные: электрические, гидравлические и
электрогидравлические. Какие лучше? Давайте рассмотрим достоинства и
недостатки каждого типа.
Сегодня представить современную
иномарку без усилителя рулевого управления невозможно. Но подобные
устройства появились относительно недавно: первенцем мирового автопрома,
серийно примерившим техническую новинку, стал американский Chrysler
Imperial, представленный в 1951 году. Причем принцип действия
гидравлического усилителя, которым обладал Imperial, остался неизменным.
Электрогидравлические усилители появились значительно позднее, в
середине 1990-х. А полностью электрические системы начали массово
применяться только в начале нынешнего столетия.
Впрочем, первые
опыты по созданию электрических усилителей начались в конце 1980-х.
Результатом этих изысканий стало появление в 1990-м году электрического
рулевого усилителя на Honda NSX. Прошло немало времени, а характерные
недостатки этих систем, увы, остались неизменны. Главный из них –
возможность внезапного отключения усилителя. Причины могут разными: сбой
в блоке управления, плохой контакт в соединениях,
падение бортового напряжения. В этом случае электромотор усилителя
отключится, а на приборной панели появится соответствующий символ,
указывающий на неисправность.
Что же произойдет, если откажет
электроусилитель? Ответственно заявляем: потери управляемости не
последует, так как рулевой вал жестко связан с рулевой рейкой.
Неприятность заключается в другом. Ступенчато нарастающее усилие может
испугать неподготовленного водителя, а это чревато самыми неприятными
последствиями. Впрочем, бояться покупки автомобиля с электрическим
усилителем не следует: сегодня системы достаточно надежны, а в ближайшем
будущем станут гораздо надежнее. Ведь и гидравлические усилители
когда-то считали бесполезной игрушкой…
Гидравлический
усилитель
Как устроен? Насос,
приводимый в действие от двигателя, создает давление специальной
жидкости в гидравлической системе. Жидкость проходит через клапан и
воздействует на левый или правый (в зависимости от того, в какую сторону
повернут руль) поршни рулевой рейки, облегчая вращение рулевого колеса.
Причем угол поворота последнего определяет, на какую величину откроется
вышеназванный клапан. Разумеется, постоянно вращаемый двигателем
гидронасос увеличивает расход топлива, а гидравлические магистрали
являются источником возможных протечек.
Достоинства: +
точен и информативен; + универсален; + безопасен при отказе.
Недостатки: - сложно устроен; - увеличивает расход топлива.
Электрический
усилитель
Как устроен? Датчик
отслеживает угол поворота руля и усилие, прилагаемое водителем, а блок
управления, получив эту информацию, передает соответствующую команду
электромотору. Последний (в зависимости от конкретного автомобиля) или
перемещает рулевую рейку, или вращает рулевой вал. Достоинство этой
схемы в том, что рулевой механизм остается практически неизменным,
гидравлические магистрали отсутствуют, а энергопотребление такого
усилителя минимально. Все гениальное просто! Со временем инженеры решат и
проблемы надежности…
Достоинства: + компактен и
недорог; + не влияет на расход топлива; + довольно просто и
быстро настраивается.
Недостатки: - при отказе
резко возрастает усилие на руле.
Электрогидравлический
усилитель
Как устроен?
Электрогидравлический усилитель рулевого управления устроен аналогично
усилителю гидравлическому. Единственная разница заключена в том, что
гидронасос приводится в действие не от двигателя автомобиля, а от
электродвигателя, питаемого генератором. Поэтому насос не работает
постоянно, а включается непосредственно при повороте рулевого колеса,
позволяя экономить до 1 л топлива по сравнению с полностью
гидравлической системой. Разумеется, наличие гидравлического контура
означает, что разрывы и протечки магистралей тоже возможны.
Достоинства: + точен и информативен; + эффективен; + не влияет на расход
топлива.
Недостатки: - при отказе резко возрастает
усилие на руле.